В педагогической практике на втором этапе музыкального обучения значительное большинство учащихся неизбежно тратит много времени и усилий на овладение профессиональными навыками игры на музыкальном инструменте и усовершенствование способов практической деятельности с музыкальной информацией. Интегрируя музыкальную информацию с нотного листа ученик сталкивается с большими трудностями в восприятии музыкального материала,его синтезе и реализации на инструменте. Большая учебная нагрузка является причиной возникновения отрицательных эмоций, понижает интерес детей к предмету музыка, в результате чего ухудшается качество знаний, сдерживается скорость и эффективность музыкального обучения. Необходимо найти эффективные способы и методы обучения детей,обратить особое внимание не только к определённому виду деятельности, но также к природе формирования каждого навыка в отдельности.
Педагогическая задача на данном этапе обучения состоит в том, чтобы способствовать интенсивному развитию природного дара ребёнка,рационально реализовать его потенции- альные музыкальные возможности в конкретное психосоматическое действие как результат. Говоря о главной задаче в этом направлении следует подчеркнуть необходимость применения последовательной смены вида умственной деятельности учащегося. В этой связи и с целью распределить большую учебную нагрузку, возникающую в психической сфере ученика, на отдельно её составляющие по динамическим и кинематическим характерным особенностям, была разработана новая технология обучения – “ Алгоритм Микроциклов “. В основу этой технологии положен способ восприятия музыкальной информации посредством кратких эпизодических циклов. Данная методика обучения позволяет ученику активно включиться в процесс обучения, ограничить утомление во времени, динамично овладеть профессиональными навыками и, как результат этого, устранить негативное отношение к процессу обучения.
Физиологическая база
Настоятельная необходимость переключения внимания учащихся продиктована особенностями физиологии высшей нервной деятельности, а именно тем, что при возникновении более-менее длительно существующего в центральной нервной системе очага застойного возбуждения ( при длительной однообразной умственной работе), естественно, нарастают явления утомления нервных клеток-нейронов в пределах этого очага и снижение работоспособности этих нейронов в виде удлинения периода запоминания и воспроизведения любой информации. Если же при появлении первых признаков утомления и снижения внимания у учеников последовательно переключить их внимание на другой вид работы, застойное возбуждение постепенно угасает, так как возбуждается уже другой нервный центр мозга.
Метод алгоритм микроциклов состоит из пяти кратких, эпизодических циклов. Вид деятельности в каждом микроцикле обособлен и отличен от следующего характером этой деятельности, таким образом, применяя ступенчатую (циклическую) альтерацию внимания учащегося, увеличивается способность нервных центров повысить свою физиологическую лабильность и, как результат, облегчается течение последующих возбудимых реакций. Основным источником повышения работоспособности учащегося является последовательный перенос внимания, рациональное распределение суммарной учебной нагрузки на отдельные её составляющие, релаксация напряжённых нервных центров мозга. Заключая выше сказанное с точки зрения физиологии методика микроциклов безусловно является полезной, положительно отражается на психоэмоциональном статусе и ускоряет обучение детей.
Практическая база
С целью изучить физиологическое воздействие методики микроциклов на психоэмо- циональный статус ученика были проведены практические исследования. Результаты практических исследований показали высокий уровень знаний в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Работоспособность контрольной группы детей, обучавшейся по общепринятой системе нотного формата, характеризуется низкой активностью аналитического мышления, быстрым умственным утомлением, неустойчивостью внимания. Экспериментальная группа детей обучавшаяся по цифровой системе “Алгоритм Микроциклов” прочно овладела практическими навыками игры на инструменте, при этом процесс обучения протекал на положительной психоэмоциональной основе. Сравнительные данные этих исследований подтверждают практическую ценность и эффективность обучаемой технологии.
Рекомендуемая технология музыкального обучения направлена на сбалансированное и рациональное распределение суммарной учебной нагрузки на психическую сферу ребёнка, предлагает физиологический механизм переключения вида деятельности с целью предупредить застойное утомление нервных центров, повышает работоспособность, активирует мышление. Интегрирование музыкальной информации методом алгоритма предусматривает программную организацию учебного процесса, позволяет системно управлять суммарным тренировочным эффектом. Применение технологии алгоритм микроциклов в системе музыкального обучения позволяет быстро и прочно овладеть практическими навыками, динамично развивать природные музыкальные возможности ребёнка.
Детальное описание
А. Перед учеником ставится задание : выучить мелодию наизусть. Этот вид деятельности можно осуществить с помощью метода анализа т. е. мысленно описать мелодию и её фрагменты в своём представлении.В этом виде деятельности позвольте ученику активно включиться в процесс анализа музыкальной структуры, обратить внимание на длительности звучания нот. Используя способ восприятия музыкальной информации мысленно, ученик приобретает навык аналитического восприятия музыкальных звуков, развивает способность сформировать внутренне - слуховое представление о содержании и форме мелодии. Релаксация – 5 секунд.
В. Перед учеником ставится задание : воспроизвести изученную мелодию используя инструмент.Этот вид деятельности можно осуществить с помощью метода аналогии т. е. сопоставить выученную мелодию с требуемым звучанием её на инструменте (Карпенко Л.А. 1990). В этом виде деятельности позвольте ученику обратить внимание на выразительность исполнения мелодии,её характер и динамику звучания.Используя способ реализации музыкальной информации, ученик приобретает навык выражения звука на инструменте,развивает способность идентифицировать звук. Релаксация – 10 секунд.
С. Перед учеником ставится задание : подобрать аккомпанемент к изученной мелодии. Этот вид деятельности можно осуществить с помощью метода матрицы т. е.интегрировать аккорды посредством математических знаков.В этом виде деятельности позвольте ученику обратить внимание на определитель матрицы,смоделировать метроритмический рисунок готовых аккордов аккомпанемента. Используя способ подбора аккордов к мелодии, ученик приобретает навык аккомпанирования, развивает способность идентифицировать гармонию созвучий. Релаксация -15 секунд.
D. Перед учеником ставится задание : закрепить изученный материал, внести дополни-тельные технические поправки.Этот вид деятельности можно осуществить с помощью метода дифференцированной корректуры т.е. искусственно разделить сложный текст на мелкие фрагменты, которые усовершенствуются отдельно, а затем интегрируются в единое целое. В этом виде деятельности позвольте ученику обратить внимание на технические детали базового материала. Используя способ дифференцированной обработки структурных елементов, ученик приобретает технический навык скоординированного действия, развивает способность ощутить малейшие промежутки времени ведущие к точной реакции и лабильности мышления. Релаксация - 20 секунд.
E. Перед учеником ставится задание : пересмотреть мысленно всю текстуру А.В.С.D.- элементов.Этот вид деятельности можно осуществить с помощью метода идеомоторного анализа т. е. последовательно перенести внимание на интегральные елементы базового материала(КарпенкоЛ.А1990).В этом виде деятельности позвольте ученику обратить внимание на составляющие производные музыкальной пьесы. Используя идеомоторный способ интеграции базового материала, ученик создаёт стандарт в своём представлении, формирует программный ориентир на успешное исполнение мотива, мелодии, композиции в целом.
Нейрофизиологический аспект
Разработанная технология интенсивного музыкального обучения по системе “Алгоритм Микроциклов” является ценной для изучения воздействия данной технологии на психо-эмоциональный статус ученика и в дальнейшем является научной основой для изучения психосоматических функций т. е. функциональных взаимосвязей между зрительными и внутренне-слуховыми анализаторами, между слуховыми, зрительными анализаторами и нейромоторной функцией правой руки, между зрительными, слуховыми анализаторами и нейромоторной функцией обеих рук. В этой связи следует провести экспериментальные исследования,а именно : ЭМГ,ЭЭГ – тесты, по изучению распределения учебной нагрузки на психическую сферу ученика, возникающую в процессе практической деятельности по двум разным методикам.
Динамика движений и действий характеризуется временными, скоростными, пространственно - временными, силовыми и другими параметрами.Данные параметры отражают сложные нейрофизиологические процессы протекающие в ведущих функцио- нальных системах детского организма (центральной нервной, мышечной и других), а также объясняют, с научной точки зрения, взаимосвязи нервно-мышечных координаций по их кинематическим и динамическим характеристикам, возникающий пороговый потенциал утомления синапса, взаимосвязи между частотой и интенсивностью нервных импульсов (Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф.1990).
Утомление синапса объясняется непрерывной его иннервацией, в результате которой выделяется большое количество нейромедиатора, естественно, это приводит к несвоевре- менному синтезу и, как результат этой реакции, формируется прогрессирующее нарастание амплитуды возбуждения постсинаптического потенциала действия. Частичная задержка синаптической трансмиссии нарушает функциональную деятельность между мышечным напряжением и результирующим действием мануальной техники, в результате этого слуховые анализаторы ребёнка воспринимают последовательные или же разрозненные коды искажённой музыкальной информации во времени, ритме и выразительности, естественно, это нарушает координацию музыкально-слуховых взаимосвязей, приводит к дефекту метроритмических функций, сдерживает развитие природных музыкальных возможностей ребёнка (Грин Н.П.О.,Стаут Г.В.,Тейлор Д.Ж.1990). Применяя технологию A,B,C,D,E -алгоритма в изучении музыкального материала, ученик рационально распределяет суммарную учебную нагрузку на ведущие функциональные системы своего организма, создаёт высоко - точную координацию без включения в работу ненужных групп мышц, лишних движений, чрезмерного усилия при нажатии на клавишу, а это значит,он исключает возможность возникновения ложных акустических и мышечных ощущений и, как результат этого, мгновенно создаёт прочную нейронную связь, которую в жизни мы называем - навык скоординированного действия.Реализация научных исследований в этом направлении позволит нам подойти ближе к пониманию более тонких механизмов умственной деятельности ребёнка и выявить физиологические факторы способствующие повышению качества,скорости и эффективности музыкального обучения .
Методические рекомендации
Отличительная особенность разработанной технологии заключается в процессе интегрирования музыкальной информации посредством кратких, эпизодических циклов. Методика алгоритма имеет большую практическую ценность и эффективность на втором этапе музыкального обучения,а именно в период, когда цифровая или же начальная нотная грамота изучены детьми прочно и отработаны на практике. Главным положительным моментом методики микроциклов является то, что она может применяться как в нотном так и в цифровом формате обучения. Разработанный учебный модуль состоит из пяти составляющих : А-изучение мелодии наизусть, В-воспроизведение её на инструменте, С-подбор аккомпанемента, D-консолидация базового материала,Е –идеомо-торный анализ (Милич Б.Е.1977). Порядок и последовательность циклов метода педагог может применить на практике как отдельно, когда он заинтересован в совершенствовании определённого навыка ученика, так и в их логарифмической последовательности, когда сформирован общий стереотип.
Структура каждого микроцикла изучается учеником постепенно, это даёт возможность прочно овладеть навыками и умением игры на музыкальном инструменте и свободно использовать их в практической деятельности. На последующих этапах музыкального обучения циклы методики реализуются в интервале времени стремящемуся к минимуму. Поэтапное музыкальное обучение способствует стабильному техническому росту ученика, развитию аналитического мышления, формирует внутренне - слуховое восприятие музыкальной информации.
На данном этапе музыкального обучения ребёнок стабилизирует свои метроритми-ческие функции сопоставляя звучание кратких и длинных звуков. Поэтому логично исключить сложные длительности как шестнадцатые и восьмые. Принимая четвертную ноту в качестве основной единицы измерения, легко объяснить половинную и целую длительности, используя способ сложения.Такая устойчивость длительностей в простой форме деления легко усваивается детьми и способствует ровному сохранению ритма. Для естественной временной организации метро-ритма и выразительности звучания мелодии, требуется изменить только темп пьесы, но запись мелодии необходимо выполнить с помощью относительных длительностей (Способин И.В. 1958).При ознакомлении со сложными длительностями, когда техника ученика позволяет их использовать, мелодию изложенную четвертными и половинными следует исполнять в быстром темпе - Allegro, Presto (! = 180 - 208) в результате, мы получаем сложный вид длительностей. Счёт , как средство организации метроритмических функций, необходимо использовать в активной его форме: “дон – дон “, “тик- тик “, “тук – тук “ и т.п. Такой способ позволяет ребёнку точно градуировать долготу одного гласного звука по отношению к одной доле такта. В русском и украинском вариантах отсчёта (раз, два,три,четыре) в слове “четыре“ суммарная трёх гласных звуков создаёт ритмическое несоответствие по отношению к одной доле такта, естественно, это ведёт к неудобству слоговой артикуляции во время счета и вызывает дефект метро - ритмических функций.
Подбор аккомпанемента к базовой мелодии является очень трудным и сложным процессом.На данном этапе обучения наблюдаются неразвитые нейромоторные функции левой руки, слабое развитие музыкально-слуховых взаимосвязей. Методы и способы подбора аккомпанемента применяются педагогом в соответствии с его личным опытом, а также с учётом физиологических данных учащегося (музыкально-слуховые особенности, его нейромоторные функции, возрастной фактор). Существует несколько способов подбора аккомпанемента : гармонический, мелодический, аналогии, имитации,математический, вербальный и т.п. В отличии, математический способ является наиболее точным и эффективным методом. Аккорд аккомпанемента составляется в соответствии с законом матрицы,определитель которой det (x) является математической величиной составляющих элементов аккорда (Штейнгард Д.А. 1978).С целью сберечь время и ускорить этот вид деятельности, ученику следует запоминать аккорды не отдельными нотами,а в символах, имея ясное представление о паттерне готовых аккордов аккомпанемента. Цифровой способ подбора аккомпанемента к мелодии освобождает от большого объёма трудоёмкой, утомительной работы и радикально упрощает этот вид деятельности. При выполнении домашнего задания ученик может самостоятельно оперировать аккордами изложенными в цифровом формате.
Успешное исполнение музыкального произведения , а также динамичное развитие технического мастерства зависят от выбора удобного варианта аппликатуры. Рациональная аппликатура используется в соответствии с личным опытом педагога, а также с учётом индивидуальных особенностей ребёнка (возрастной фактор, моторные функции, длина пальцев руки). Не следует выписывать аппликатуру во всей пьесе детально, наиболее рациональным является фрагментное обозначение аппликатуры в технически сложных и ключевых местах текста. В методике микроциклов необходимо использовать буквенное обозначение аппликатуры : “ t ”- большой палец, “ i “- указательный , “ m “- средний, “ r “- безымянный, “ l “- мизинец.
Релаксация после каждого микроцикла является необходимым условием для успешного овладения практическими навыками игры на музыкальном инструменте. Время пауз длительностью в 5 -10-15-20 - секунд между микроциклами является условным. На самых ранних этапах обучения по методу микроциклов промежуточные паузы используются после каждого микроцикла,и их временной предел возможен до 2-3 минут.Тем не менее, на более поздних этапах музыкального обучения, когда ученик овладел практическими навыками и усовершенствовал различные способы технической деятельности, промежуточный интервал пауз сокращается и определённым образом стремится к минимуму,естественно, что время пауз между микроциклами сводится только к секундам. Цель метода микроциклов - помочь ученику овладеть практическими навыками интеграции музыкального материала посредством кратких эпизодических циклов, своевременно вызвать релаксацию напряжённых нервных центров мозга, последовательно переключить внимание к следующему виду деятельности.
Для творческого и технического роста учащегося следует придерживаться определённой последовательности в подборе музыкального материала по схеме “от простого к сложному “. Мелодия является главным выразительным средством музыки.С помощью мелодии ребёнок учится выражать звуки во времени и форме, в содержании и характере. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Музыкальные примеры составляются из высоко - динамичного и старательно отобранного материала. Репертуарный материал основывается на сочетании различных технических задачах и способах исполнения действий в их практическом единстве. В репертуар желательно включить наиболее интересные народные песни, работы украинских, русских и других композиторов в основу которых положен народный колорит, его связь с танцем, движением и речью. Такие пьесы имеют ярко выраженную мелодию и стабильную метроритмическую основу.
Заключение
“Reflection “– музыкально - цифровая технология обучения детей по методике“ Алгоритм Микроциклов “, стыкуется с рядом смежных дисциплин : физиология, нейрофизиология, психология, педагогика, требует поддержки и осуществления нейрофизиологических исследований посвящённых изучению воздействия данной технологии обучения на состояние ведущих функциональных систем детского организма.
Статистика и практика показывают, что период овладения музыкальной нотной грамотой затягивается на несколько лет. Уже на первых этапах обучения в детской музыкальной школе, в течении двух-трёх месяцев, до тридцати процентов детей теряют интерес к предмету музыка и покидают учёбу.Это явление объясняется большой учебной перегрузкой возникающей при первом контакте ребёнка со сложным форматом нотного кодирования и декодирования музыкальной информации. Разработанная поэтапная технология обучения по цифровому формату устраняет негативную статистику, решает ряд педагогических и практических проблем возникающих в процессе музыкального обучения .
На третьем этапе обучения, при переходе к формам общепринятого нотного письма, ломка сформированного стереотипа не вызовет больших усилий и трудностей, так как ребёнок уже свободно владеет цифровой базой музыкально - слуховых навыков, кроме того технология алгоритма спроектирована таким образом, что решает этот момент перехода, естественно, психоэмоциональное самоутверждение ребёнка, на этом этапе обучения, будет требовать целенаправленной активной деятельности в изучении традиционного нотного формата.
На основании педагогического опыта мы пришли к умозаключению : методика микроциклов обоснована с физиологической точки зрения, доказана на практике, может с успехом применяться в разработке учебных программ с использованием компьютера и M I D I – technology.Основная задача авторов описать структуру технологии алгоритма, характерные программные особенности, и физиологические механизмы овладения практическими навыками.
Научная статья “ Алгоритм микроциклов” предназначена для ознакомления педагогов, воспитателей , психологов, студентов музыкальных вузов с системою интенсивного музыкального обучения детей начального школьного возраста (7 - 9 лет).
Авторы научной статьи будут благодарны за ценные рецензии, отзывы, рекомендации и предложения которые будут учтены и направлены на научные исследования в этом направлении с целью эстетического и духовного воспитания детей.
Авторы :
Степанов С.М. учитель музыки
Колесник В.Д. педиатр
Перечень анализированной литературы
1 Карпенко Л.А. Психология. Под общей ред.Петровского А.В., Ярошевского М.Г.- Москва “ Политиздат “.1990./ Аналогия, Идеомоторный акт.-№2.-с.20.131-132 /.
2 Берёзов Т.Т., Корвкин Б.Ф. Биологическая химия.Под ред. Ак. Дебова С.С.-Москва “ Медицина “.1990./ Роль медиаторов в передаче нервных импульсов.-с.498-500 /.
3 Грин Н.П.О., Стаут Г.В., Тейлор Д.Ж.Биология.под ред.Сопера Р. – Москва “ Мир“1990./ Реакция сокращения мышц.т.3.-с.19,20,23,26. Синапс.т.2.-с.253-258/.
4 Милич Б.Е. Обучение учеников пианистов в детской музыкальной школе.Под ред. Мокрицкой Л.М. –Киев.1977./ Принципы работы с музыкальным произведением.-с.45-50 /.
5 Способин И.В. Элементарная теория музыки. под ред.Соловёва К. -Москва.1958./ Относительность длительностей.-№3.-с.29/.
6 Штейнгардт Д.А. Высшая математика. под ред.Куликова Л.С. - Москва.1978. / Элементы линейной алгебры и линейного программирования.-№1.-с.40-46 /.
Авторское Резюме
Научная статья “ Алгоритм Микроциклов “ поднимает вопрос о необходимости применения цифровой технологии обучения в системе поэтапного музыкального воспитания.
Применение информационной технологии “ Алгоритм Микроциклов ” позволит педагогам улучшить качество, скорость и эффективность на втором этапе музыкального обучения детей.
Научная концепция “ R e f l e c t i o n “ предлагает исследовать нейрофизиологические механизмы умственной деятельности ребёнка, решить ряд практических и педагогических задач, идентифицировать новое технологическое направление в системе музыкального обучения.