Цифровая музыкальная грамота
В педагогической практике на первом этапе музыкального обучения природные способности детей всегда принимались во внимание, это - главный принцип, на котором основан педагогический процесс. Психоэмоциональный
статус ребенка и нейрофизиологические особенности механизмов деятельности
мозга : восприятие информации с листа, анализ информации и реализация нейро- моторной функции рук на клавиатуре инструмента, не учитывались в должной
мере. Известно, процесс обучения игры на музыкальном инструменте включает следующие этапы психической деятельности : чтение мелодии с листа, анализ
и синтез полученной информации, корреляция ее с клавиатурой, аппликатурой,
с движениями пальцев и звучанием инструмента.В этой связи большая суммарная нагрузка возникает в психической сфере ребенка.С целью преобразовать музыкальную
структуру в более ясную и легкую информацию для восприятия ребенком, была
разработана новая технология музыкального обучения - методика цифрового ключа, основанная на способе восприятия музыкальных звуков посредством цифр. Цифровая система музыкального обучения дает возможность ребенку активно включиться в процесс обучения игры на фортепьяно, достигнуть самоутверждения с меньшим
количеством отрицательных эмоций, а это значит, исключить нежелательную умственную, эмоциональную нагрузку и, как результат этого, устранить возможность возникновения развития негативного отношения к учебному процессу.
Физиологическая база
Физиологическое обоснование применения цифровой системы для кодирования и декодирования мелодии является следующее : дети начинают контактировать с цифрами уже в периоде дошкольного возраста,когда их обучают
считать, и эта система усвоена детьми очень прочно, так как используется в
их повседневной жизни на каждом шагу. Общепринятая музыкальная грамота
является новой для них и,естественно, требует дополнительного периода времени
для изучения её детьми. Именно по этой причине в начальном этапе музыкального
обучения дети неизбежно тратят много времени и усилий на чтение мелодии записанной в нотных знаках. Естественно, это сдерживает скорость обучения, вызывает психоэмоциональный дискомфорт, понижает интерес ребенка к музыке. Поэтому в начальном этапе обучения помимо работы с общепринятой музыкальной грамотой, будет полезно заменить её на цифровую систему в течение некоторого периода. Это не означает, что мы хотим отказаться от стандартной грамоты, но в начальном этапе музыкального обучения, система цифрового кодирования и де- кодирования музыкальных звуков несомненно полезна, и ускоряет обучение детей.
Практическая база
С целью изучить физиологическое воздействие метода цифрового ключа
на психоэмоциональный статус ребенка постоянно проводились практические эксперименты. Первая группа детей обучалась по общепринятой нотной системе,
вторая группа детей обучалась по цифровой системе. Полученные результаты обучения по различным методам тщательно анализировались и изучались. Отмечен важный практический момент: первая группа детей затратила большой период времени
на изучение учебного материала и на овладение практическими навыками игры на музыкальном инструменте. Их работоспособность характеризуется неустойчивостью внимания, низкой активностью аналитического мышления, быстрым умственным утомлением. Отмечен другой практический момент : вторая группа детей показала высокий стабильный результат относительно к первой группе. Экспериментальные исследования выявили определённую зависимость, в частности : дети обучавшиеся
по системе цифрового ключа, легко усваивали учебный материал, и сам процесс
обучения проходил дважды быстрее на положительной психоэмоциональной основе
с желанием овладеть практическими навыками игры на инструменте. Эксперты по
педагогике и медицине объективно пришли к общему заключению : быстрое и
легкое чтение мелодии, записанной в цифрах, позволяет ребенку динамично реализовать
потенциальные музыкальные возможности и имеет большое практическое значение
в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Качество, скорость и эффективность в овладении практическими навыками зависят от музыкальных
способностей индивидуума, психоэмоционального статуса и метода обучения предмета
с учетом нейрофизиологических особенностей механизмов деятельности мозга.
Параллельное описание
В практической работе,применяя общепринятую музыкальную грамоту,
ребенок связывает определение месторасположения нот мелодии по высоте, то есть с системой измерения, которая записывается в виде развёрнутой конструкции, как по
х – горизонтали,так и по y – вертикали. Читая музыкальную информацию с листа, направление движений глазных яблок является скачкообразным, имеет многошаговую комбинацию как по y – вертикали, от G-ключа до F-ключа, так и по х – горизонтали, часто с возвратом взора к начальной точке опоры, то есть к ключевой ноте " g " или
же к опорной ноте" c ", которую ребенок знает очень хорошо. Для интеграции, синтеза
и модификации сложного паттерна полученной информации структурам центральной нервной системы требуется дополнительный период времени. Это нейрофизиологический процесс протекающий в интервале времени между моментом восприятия музыкальной информации с листа и моментом ответной реакции рук на клавиатуре инструмента. Большое число нерегулярных нервных импульсов поступает в центральную нервную систему за единицу времени и, как следствие этого, утомление мышц рук значительно увеличивается (Берёзов, Коровкин 1990). Амплитуда мышечного напряжения находится в прямой зависимости от частоты иннервации, когда каждый последующий генерируемый импульс совпадает с фазой повышенной возбудимости мышцы(Грин,Стаут,Тейлор1990). На уровне синаптического терминала мы наблюдаем несвоевременный синтез медиатора, глубокую и стойкую деполяризацию постсинаптической мембраны и, как результат, образуются нескоординированные мышечные сокращения. Отмечен важный нейрофизиологический момент : в течении короткого временного интервала формируется контрактура,то есть постоянно высокое мышечное напряжение, что в свою очередь пагубно отражается на содержании и характере мелодии.
В практической работе, применяя методику цифрового ключа ребенок
связывает определение цифровой мелодии с системой измерения, которая записывается
в виде интегральной конструкции как по х- горизонтали так и по у - вертикали. Читая цифровую информацию с листа траектория движений глазных яблок по у -вертикали проектируется в точный определитель (цифра, знак, символ), траектория движений глазных яблок по х – горизонтали проектируется в одном направлении, вперед.
В данной системе измерения интеграция цифровой информации протекает мгновенно,
её реализация на инструменте протекает в отражающем временном соотношении. Обнаружен парадоксальный феномен: временной интервал, между моментом восприятия цифровой информации с листа и моментом ответной реакции рук на клавиатуре инструмента, стремиться к минимуму. Мы достигаем сокращения нагрузки на мышцы рук за счёт уменьшения амплитуды между мышечным напряжением и результирующим движением и, как следствие этого, значительно сокращаются временные интервалы между усилием и точностью нажатия клавиши. На уровне синаптического терминала мы наблюдаем синтез медиатора прямо пропорционально частоте генерируемых импульсов нейронами и, как результат, образуются скоординированные мышечные сокращения. Отмечен важный нейрофизиологический момент : формируется реципрокная мышечная иннервация, то есть рациональное распределение мануальной техники на клавиатуре инструмента, что в свою очередь плодотворно отражается на содержании и характере мелодии (Румянцева, Лосева, Бунина 1986). Рациональное зерно заключается в том, что за счёт восприятия мелодии посредством цифр её реализация становится более свободной и быстрой, что в свою очередь положительно отражается на психоэмоциональном
статусе ребёнка и позволяет ему динамично реализовать потенциальные музыкальные возможности в психосоматическое действие как результат. Физиологически правильно и рационально выполненные действия способствуют устойчивому техническому росту, развивают способность к аналитическому восприятию музыкальных звуков и ускоряют процесс обучения в овладении профессиональными навыками.
Нейрофизиологический аспект
Общеизвестно, что трудности в восприятии любой информации, включая
и музыкальную, вызывают напряжение главных функциональных систем в организме ребенка. Разработанная цифровая технология интенсивного музыкального обучения является перспективной, имеет практический результат, но требует физиологических и психологических исследований, посвященных изучению влияния рекомендуемого метода на психоэмоциональный статус и на состояние главных функциональных систем организма ребенка : центральной нервной системы, мышечной системы и других. С этой целью следует провести экспериментальные исследования, а именно : EНГ, EMГ, EEГ – тесты по изучению степени нагрузки, которую ребенок получил в восприятии информации записанной в нотах в сравнении с нагрузкой, которую ребенок получил в восприятии музыкальной информации записанной в цифровых знаках.Тест электронистагмографии позволяет исследовать поле зрения, позиционный нистагм, а также определить количество колебаний глазных яблок во время восприятия мелодии, записанной в музыкальных знаках и цифровых символах. Тест электромиографии, позволяет исследовать порог мышечной возбудимости (минимум – максимум) и амплитуду мышечного напряжения
в зависимости от усилия и точности нажатия клавиши на клавиатуре инструмента. Метод EНГ и EMГ стыкует зрительный анализатор с нейромоторной функцией рук
и объясняет, с научной точки зрения, соотношение между нагрузкой на мышцы глаз и мышцы рук, а также он доказывает возможность развития мышечного утомления в руках в зависимости от количества колебаний глазных яблок. Тест электроэнцефалограммы позволяет составить сравнительные диаграммы динамик протекающих нейрофизиологи-ческих процессов, а также он дает возможность исследовать функциональную активность нейронов во время синтеза как нотного так и цифрового паттернов. Реализация описанных научных исследований в этом направлении позволит нам подойти ближе к пониманию более тонких механизмов умственной деятельности ребенка и выявить физиологические факторы способствующие повышению скорости, качества и эффективности музыкального образования.
Математический аспект
Главная положительная особенность цифровой методики обучения заключается
в том, что она не отрицает общепринятую музыкальную грамоту, а является как дополнительный материал на начальном этапе контакта ребенка с музыкальной информацией. Разработанная цифровая технология включает интеграцию всей музыкальной структуры посредством цифр, дробь : информация в числителе - правая рука, информация в знаменателе - левая рука.На примере мелодия русской народной песни “ Как под горкой под горой “ имеет следующее цифровое выражение :
В дифференциальной системе цифровой записи музы-
кальной информации необходимо обозначить повторы в мелодии и целостность этих сегментов через переменные
математические величины или символы (x, y, z), такая методика кодирования упрощает паттерн информации для зрительного восприятия и позволяет ребёнку гораздо быстрее произвести анализ мелодии в целом, а затем, с высокой точностью, декодировать эту информацию на инструменте без особых усилий с растущим навыком исполнительного мастерства.
Для естественной временной организации звучания мелодии, необходимо изменить только темп пьесы, но код мелодии следует выполнить с помощью цифр и относительного количества нолей для определения длительности звуков.
Цифровая маркировка аккорда с помощью матрицы и выражение его через детерминанту позволяет создать зрительно - моторный стереотип восприятия аккорда
как целого элемента музыкальной структуры.
Матричнй метод значительно упрощает работу с
аккомпанементом, освобождает ребёнка от большого
объема трудоёмкой и утомительной работы,
(Черватюк 1985). Ясная и простая интерпретация музыкальной информации в интегральном ключе позволяет ребенку мысленно составить точное и ясное представление о содержании и форме музыкальной пьесы в целом.
Заключение
В течении многих столетий музыкальная структура имела многочисленные модификации. Мы можем проследить постоянное использование цифр для удобства кодирования и декодирования музыкальных звуков, например: цифровой органный бас, табулатуры лютни, гитарные джазовые цифровки (Бриль 1985). В настоящее время цифровая система обучения отсутствует в образовательной программе и не применяется
на практике в силу недостаточного профессионального знания педагога в сфере детской физиологии.
Научная работа " Reflection " тесно связана со смежными науками педагогика и медицина, требует поддержки и реализации нейрофизиологических исследований в соответствии с разработанным проектом.На основе многолетнего педагогического опыта
мы пришли к выводу : цифровая система имеет практическую ценность, обоснована с физиологической точки зрения и может применяться в обучении с помощью компьютера и
M I D I - technology. Разработанная цифровая методика проста и доступна в обучении детей
как дошкольного возраста 5-7 лет, так и для детей раннего школьного возраста 7-9 лет.
Научная статья " Цифровая Музыкальная Грамота "предназначена для ознакомления воспитателей, преподавателей, психологов, студентов с системой интенсивного обучения музыке по методике цифрового ключа. Главная задача авторов описать особенности цифровой методики, отразить нейрофизиологический аспект научных исследований, поставить вопрос о необходимости применения цифровой технологии обучения в практике поэтапного музыкального образования.
Мы будем благодарны всем за ценные рекомендации, рецензии и предложения, которые будут учтены и применены в научных исследованиях в этом направлении с выгодой для детей.
Авторы:
Степанов С. М. педагог
Колесник В.Д. педиатор
А В Т О Р С К О Е Р Е З Ю М Е
Научная статья Цифровая музыкальная грамота ставит вопрос
о необходимости применения цифровой технологии обучения в системе
музыкального воспитания.
Реализация научных исследований позволит нам понять тонкие
механизмы интеллектуальной деятельности ребёнка и выявить его новые
творческие возможности.
Целенаправленное применение новой информационной технологии
обучения дает возможность педагогам улучшить качество, скорость и
эффективность обучения детей на начальных этапах.
Перечень анализированной литературы
1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Под ред. ак. Дебова С.С.
- Москва.“ Медицина “.1990.(Роль медиаторов в передаче нервных импульсов
- с. 498 – 500).
2. Грин Н. П.О., Стаут Г.В.,Тейлор Д.Ж., Биология. Под ред. Сопера Р. – Москва.
“ Мир “. 1990. (Реакция сокращения мышц т.3 –с. 19 - 20, 23,26.Синапс т. 2.
-с. 253 – 258).
3. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Пособие для практических занятий
по физиологии с основами анатомии человека. Под ред. Проф. Судакова К.В.
- Москва. “ Медицина “. 1986. (Анатомо – физиологические особенности мышц
- с. 27 – 37).
4. Черватюк П.А. Научные и методические основы обучения гармонии по системе
алгоритма.Под ред. Бобыкина И.-Москва.1990 (Аккордовые последовательности
- с. 102).
5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации.Под ред. Холопова Ю.Н.
-Москва.” Советский композитор ”1985.(Гармонические схемы для упражнений).
- с. 49 – 51).
|